ЭКСКУРСИЯ В КРЫМУ «ПЕЩЕРНЫЙ ГОРОД ЧУФУТ-КАЛЕ»

ЧУФУТ-КАЛЕВ 3,5 км к югу от Бахчисарайского дворца-музея.Можно проехать городским автобусом до конечной остановки «Староселье».За дворцом-музеем стоит мечеть Токтлы-джами начало XVIII в., далее дом-музей крымского-татарского просветителя Исмаила Гаспринского.
В самом узком месте долины автобусная остановка «Скала», в обрыве вход в узкое с отвесными склонами ущелье Канлы-Дере то есть Кровавое ущелье.
Под скальным навесом, памятник каменного века Старосельская стоянка -позднемустьерская эпоха 50-35 тысяч лет назад, исследованная А. А Формозовым в 1952-1956 г.



 

 

 

Известны в этом районе поселениях тавров и поздних скифов. 

  • Слева на склоне балки, остатки деревни Мариамполь, на подъеме к Чуфут-Кале,  видны окрашенные глинистой желтизной воронки.
  • Это провалившиеся камеры склепов могильника, местного населения VI-IX в. исследованному в 50-60-х г. XX в. археологом В. В. Кропоткиным.
  • Погребальный инвентарь захоронений — кольца, перстни, серьги, пряжки, застежки, наборы деталей поясов, браслеты, подвески, бусы. Позволяет представить вид о костюмах той далекой поры.
  • Непостоянная во все века мода показывает время  того или иного  элемента одежды.
  • Речь идет о металлических частях, ткани, кожа, подверглись уже быстрому распаду и их находят лишь в редких случаях.
  • Изучение одежды древнего населения наводит на большое количество исторических вопросов, не тронутыми письменными источниками.
  • Одежда даёт представление этническую принадлежность, говорит о торговых и культурных связях.
  • Отделка украшений, орнамент, несущий глубокие символическое значение, несёт отношение к духовной культуре людей, когда-то пользовавшихся этими вещами.
  • Чей это могильник ?.,городища Чуфут-Кале или селения Мариамполь, занимавшего в раннем средневековье ущелье до 1778 г.?
  • Этот вопрос упирается в дату городища, к которому стремится наш маршрут.
  • По вещам погребения, видим, что принадлежали гото-аланскому миру, населению во 2-й половине I тысячелетия н. э. проживало в Крыму и на Северном Кавказе.
  • Вплоть до XV в. в письменах есть сведения о существовании в Крыму аланов или асов.
  • Арабский географ Абульфеда в 1321 г. указал, что Кырк-Ор (Чуфут-Кале) находится в стране асов.
  • Потомками аланов этнографы и считают осетин.
  • Среди находок в склепах  нательные кресты.
  • Эти же знаки  высечены на некоторых плитах, ими закрывали входы в склепы — признаки христианского населения.
  • Дорога приводит нас далее к расширению ущелья, в него справа впадает небольшая балка.
  • С него открывается  панорама строений мёртвого города, придвинутых к самому краю обрыва плато.
  • Город на плато, достигающем высоты над уровнем моря 540 м.
  • С трех сторон плато ограничено высокими отвесными обрывами.
  • Чтоб подняться доступна только восточная сторона мыса и часть его южного склона, в ряде мест прорезанного расселинами.
  • Городище,площадью 38 га, делится на три части, приоткрывает различные периоды его существования: Бурунчак в переводе с крымскотатарского — «носик», «мысок», не застроенная часть  «Старый город» и «Новый город».
  • В VI в. А.Л. Бертье-Делагард, М А. Тиханова, А.Л. Якобсон, В.В. Кропоткин, А.И. Айбабин, А.Г. Герцен, Ю.М. Могаричев.
  • Согласно другому — в более позднее время: в IХ-Х вв. (А. В. Белый), X-XI вв. (Е.В. Веймарн), XI (В.Ф. Гайдукевич, Д.Л. Талис).
  • Некоторые ученые связывают с городищем поселение Фуллы, говорящих  в письменных источниках VI-VIII вв., в XII-XIV вв. существовала Фулльская епархия.
  • Разногласия в нескольких причинах.
  • Первое это, скудностью письменных источников, раскрывающие ранний период истории поселения.
  • Второе это слабой археологической изученностью городища.
  • И в-третьих, незначительной мощностью культурного слоя, относящего к ранним этапам населения,как мы видим уже  с неоднократными в прошлом очистками территории поселения от  земли и мусора.
  • Средневековое поселение на плато могло быть малолюдным.
  • Оно было убежищем для жителей окрестных долин от нападений степняков.
  • Под защиту оборонительной стены, пересекавшей плато, и обрывов собирались люди со скотом и наиболее ценным имуществом.
  • Как опасность уходила ,плато вновь пустело до очередной степной грозы.
  • Свидетельство  Абульфеды, именно так крепость использовалась до 1-й половины XIV в.
  • Население в ней увеличивалось, постройка домов разрасталась из века в век, шло строительство  ремонт, накапливавшийся в  мусор вместе с бытовыми отходами старались удалять, благо обрывы были близко.
  • Строительные остатки, относящиеся к начальному периоду, сохранились в малом количестве.
  • Расцвет поселения приходится на XV в., когда сюда была перенесена ставка основателя независимого от Золотой Орды Крымского ханства Хаджи-Девлет-Гирея.
  • С этого времени заметно увеличивается  объем археологического материала на поверхности плато.
  • Культурный слой Чуфут-Кале,  в его ранней части, действительно очень тонок, с тем, что последние жители покинули Чуфут-Кале в XIX в. и многие жилые и культовые постройки позднейшего периода сохранились здесь неплохо.
  • У посетителей складывается  впечатление, что в археологическом отношении это городище исследовано лучше других «пещерных городов».
  • Но это не так, крепости, в свете уже накопленных данных предпочтительнее выглядит первая из приведенных версий.
  • В письменных источниках крепость упоминается в конце XIII в. 1298/99 г. Под именем Кырк-Ор то есть Сорок замков, она названа в числе поселений на полуострове, подвергшихся нападению эмира Ногая в междоусобной войны в Золотой Орде.
  • Она же подразумевается в сочинении монаха Рубрука, проезжавшего через Восточный Крым в 1253 г.
  • Он писал о сорока замках, между Судаком и Херсоном (Херсонесом). Возможно, буквально истолковал перевод названия,скорее всего кипчакском (половецком).
  • В 1321 г. арабский географ Абульфеда писал, что Кырк-Ор используется аланами как убежище на случай нападения .
  • В середине XIV в., в правление золотоордынского хана Джанибека, крепость захвачена татарами,  беи (князья) Яшлавские.
  • В 1363 г. кыркорский хан  с манлопским (мангупским) и солгатским (крымским) правителями принял; участие в сражении с литовским князем Ольгердом.
  • В период распада Золотой Орды 2-я половина XIV — начало XV в.крепость служила резиденцией некоторых желающих так сказать на ханский престол.
  • Например, в конце 20-х гг. XV в. ею недолгое время владел Девлет-Берды, дядя первого крымского хана Хаджи-Девлет-Гирея.
  • Этот хан перенес ставку из Солхата (современный Старый Крым) в Кырк-Ор.
  • В период образования независимого от Золотой Орды Крымского ханства, с 30-х гг. XV в. и до начала XVI в., Кырк-Ор служил резиденцией его правителя.
  • О росте города этого времени свидетельствует ярлык (грамота)  ханства Хаджи-Гирея,  в 1459 г., кроме мусульманской и христианской общин, иудейскую (караимскую), и позже, в ярлыке следующего хана Менгли-Гирея, упоминается  армянская община.
  • С 1454 г. существует монетный двор, монеты с названием города.
  • *
  • В начале XVI в., в связи с изменением политической переменами, ханская резиденция переносится сначала в Салачик (Староселье), и потом  в Бахчисарай.
  • Кырк-Ор сохраняет значение укрепленного убежища, в котором ханы скрывались во время внутренних распрей и нападений.
  • В конце XVI — начале XVII в. татары уходят из крепости, и остаются караимы и армяне, а к середине XVII в. — только караимская община.
  • С того времени название «Кырк-Ор»поменялся на»Кале»упоминается в 1608 г. и называется  «Чуфут-Кале»- Иудейская крепость, в XIX-ХХ вв. Кроме того, в XVII в. бытовало  название — Джевхер-Кермен — Крепость драгоценностей, так называл ее турецкий путешественник Эвлия Челеби.
  • Руины  города уже в XIX в. стал местом прогулок любителей истории и природы.В Чуфут-Кале бывали  известные поэты и писатели : Толстой, В.А. Луговской, Джеймс Олдридж,  А.С. Грибоедов, Адам Мицкевич, В.А. Жуковский, Леся Украинка, М.М. Коцюбинский, А М. Горький, А.Н. Битов; художники И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.А. Серов, А.В. Куприн, Е.В. Нагаевская и другие.
  • ..Если вы полны сил и на легке, и спешите, можно пройти тропинкой , протоптанной туристами от торгового павильона.
  • Если вы не торопитесь, лучше повторить маршрут;  отмеченный специальными  указателями, займт больше времени, но неутомителен, чем сокращннй путь.
  • Вначале подъема по дну ущелья ,откроется  тесаным камнем выложенная ниша бывшего фонтана.
  • Это был главный источник водоснабжения.
  • Чуть дальше — полуразрушенная ограда , реставрированным проемом ворот, ведущих к доревнему мусульманскому некрополю «Газы-Мансур».
  • Потом далее идёт дорога  по дну ущелья.
  • Через 5-7 минут  нужно круто свернуть налево по хорошо выложенной  тропе — идёт подъем по склону горы.
  • *Там возможность идти по камням дороги, по ней  когда-то цокали  копыта  ослов и лошадей , несущих  поклажу к жилищам хозяев и базара, перед восточными воротами крепости Биюк-Капу -Большие ворота.
  • Именно к тем воротам вела  главная дорога, по которой продвигались арбы, на медленных, надежных быках.
  • Это был длительный , но  более пологий путь, для повозок.
  • Огромные колеса протерли в скале колеи, которые углублялись  под действием ливневых вод.
  • Вы только представьте работа человека и стихии, идя по дороге, к восточным городским воротам, называющейся»дорогой тысячелетия».
  • *Наш путь более кратким,  крутым подъемом, по которому  пролегает экскурсионный маршрут.
  • В Средневековье он подводил к воротам Кичик-Капу (Малые ворота), именующимся «Потайными».
  • Для  дорога проложена по склону , серпантином.
  • По ней в Чуфут-Кале поднимались пешеходы и животные , на которых в бочках поднимали  воду.
  • Последний маршрут  круто подводит к двустворчатым воротам. Дубовые полотнища врат обиты полосами кованого железа.
  • За ними дорога проходит по узкому коридору, левая сторона  образована подрубленной скалой, правая — тыльной частью стены с заложенными бойницами. и вы в царстве камня.
  • В скальном откосе смотрят широко раскрытые зевы пещер.
  • Название «пещерные города» условное.
  • Для жилья строили вполне удобные,  природным условиям горной местности,  дома.  
  • Их развалинами покрыта вся территория города, но две жилые усадьбы сохранились  целиком.
  • О назначении многоярусных пещер  у Южных ворот бытовали различные мнения. Экскурсантам говорили, что до строительства здесь крепостной стены они служили для оборонительных целей, были своеобразными дотами, из которых защитники обстреливали наседающего противника, а когда он занимал нижние пещеры, то обороняющиеся через люки поднимались в помещения верхнего яруса и продолжали бой.
  • Такая  организация обороны  не соответствует реальным возможностям средневекового  оружия ,лука, пращи, не говоря уже о таком как ручное метание камней с огромной высоты.
  • Сами пещеры, с широко раскрытыми входами, противоречит этой версии, не похожи на казематы Мангупа, Эски-Кермена, да и того же Чуфут-Кале.
  • Многоярусные искусственно построенные пещеры у Южных ворот — это помещения более похожие на хозяйственного назначения, склады инвентаря и  продовольствия.
  • Укрытия для привратной стражи.
  • 30 лет назад М.Я Чореф заведующий отделом «пещерных городов» Бахчисарайского государственного историко-археологического заповедника) установил: — древняя оборонительная стена находилась на краю скального склона, выше пещерного комплекса.
  • Там же на повороте дороги, проходившей, как и сейчас, по низу извилистой расселины, были устроены ворота, от них сохранились  вырубленные пазы.
  • Так пещеры располагались перед стеной, за пределами крепости, у дороги, ведущей к воротам.
  • Назначение их было  мирное.
  • Признаки этого — каменные пристенные скамьи, ниши, гробницы — указывают на то, что это был христианский пещерный монастырь. После захвата  татарами в середине XIV в. он прекратил существование , был перенесен в другое место — к устью ущелья, дав начало Успенскому монастырю.
  • Новая  стена с ружейными амбразурами перерезала заброшенный пещерный комплекс.
  • Пещеры,  за ней, стали использоваться для жилья и хозяйственных нужд.
  • Обитали беднейшие члены караимской общины, свидетельствует Эвлия Челеби.
  • Нижние  пещеры, среди которых есть и помещения церковного характера, использовались как загоны для скота.

 

  • От южного участка обороны устремляется в верх по левому ответвлению вырубленной в скале тропинки к началу так называемой средней улицы, на западной окраине древнего города. 
  • От незастроенной местности мыса Бурунчак  и вся территория Старого города отгораживались невысокой стеной, не позволявшей козам и овцам, которые паслись там, разбредаться по городу. 
  • В разные стороны Средней улицы тянутся полуразрушенные ограды усадеб XVII-XIX вв.
  • Предположение, что на месте находились и более древние постройки.
  • Дома на Чуфут-Кале были, как правило, двухэтажные, стояли почти вплотную друг к другу.
  • Часть плато использовали под огороды и пастбища.
  • Дворики усадеб маленькие, тесные.
  • Их окружали надворные постройки.
  • Средняя улица заканчивается у крепостных ворот.
  • Они именуются Орта-Капу — Средние ворота.
  • На  площадь выходят две  продольные улицы старого города — Бурунчакская и Кенасская.
  • Соединялись улицы узкими переулками, по которым с трудом мог проехать лошадь.
  • На привратной площади сосредоточены архитектурные памятники, отражающие различные этапы истории Чуфут-Кале.
  • Самый древний — оборонительная стена.
  • Она пересекала мыс с севера на юг, обеспечивая защиту  всего плато, окаймленного с трех сторон обрывами.
  • Конструкция стены для ранее средневековой фортификации, развивавшейся на базе греко-римских строительных традиций.
  • Стена трехслойная: лицевая и тыльная ее стороны выложены хорошо обтесанных блоков, внутри между панцирями заложен ломаный камень, скрепленный известковым раствором.
  • Тщательно велась кладка лицевой стороны.
  • Она была не только очень прочной, нои производила впечатление на тех, кто приближался к воротам, благоденствия и неприступности крепости. 
  • Особенно ответственное место любой крепости — ворота.
  • В период осады они становились главным объектом штурма, их защита продумывалась особенно тщательно.
  • Ворота средней стены (Орта-Капу) сохранили арочное перекрытие.
  • Они были двустворчатыми, и их дубовые полотнища запирали тяжелым засовом, который заводился в специальный паз, хорошо сохранившийся до наших дней.
  • Справа от входа находился выступ оборонительной стены, с которого защитники крепости поражали противников в незащищенный щитом правый бок.
  • Если ожидалась осада, ворота с тыльной стороны забивался камнем.
  • Кладка стены левее ворот ,если стоять лицом к внешней части оборонительной стены, отличается и цветом и характером камней, указывающих ремонт значительной части этого участка.
  • Именно здесь, не рискнуя через хорошо подготовленные и защищенные ворота, в 1299 г. прорвалось войско эмира Ногая.
  • Однако доказательств захвата татарами нет.
  • Вполне вероятно, что сведения источников, сообщающие об «ограблении Кырк-Ора» ордой Ногая, как разорение области, центром которой являлась твердыня на плато Чуфут-Кале.
  • Участок ворот сюрприз археологам, проводившим здесь раскопки в 1958 г.
  • Оказывается, через проем вороту северной стены проходила нитка водопровода, сконструированная  из керамических гончарных труб.
  • Это открытие породило гипотезу, объясняющую загадку водоснабжения средневековой крепости.
  • Вода поступала по этим трубам из источников, находившихся за пределами поселения на положенной выше части плато.
  •  Трубопровод служил для сброса дождевой и снегов воды.
  • «Старому городу» питьевую воду давал колодец в районе Южных ворот перед стеной Пенджере-Исар — Стена с окном,  указания в литературе XIX в.
  • К середине XVII в. он уже не функционировал.
  • Эвлия Челеби писал о нем как о цистернах, построенных , но теперь вышедших из употребления. 
  • ****
  • В «Новом городе», после того, как была сооружена восточная оборонительная стена (не ранее XVI в.), был пробит колодец, вертикальный ствол которого связывал поверхность плато с пещерой у подножия обрыва; в ней был источник, вода которого заполняла обширный бассейн.
  • Вход в пещеру  закрыт стеной.
  • Воду доставали бадьей с глубины более 10 м.
  • Отсюда, название колодца «Копка-Кую», то есть «колодец-ведро».
  • Или брали ее, из источника Газы-Мансур на противоположном склоне долины.
  • Дефицит воды заставлял жителей бережно ее собирать и сохранять в бассейнах.
  • Древняя оборонительная стена, достигавшая 5-метровой толщины,была главным защитным рубежом до конца XIV в.
  • В середине XV в. ставка хана Хаджи-Гирея, при котором крымские владений татар обособились от ослабевшей Золотой Орды, была перенесена в Кырк-Ор.
  • Мусульманское  население появилось в крепости значительно раньше, о чем говорят руины мечети,  на предвратной площади в первой половине XIV в., после того, как крепость перешла от алан-асов к золотоордынцам.
  • При Хаджи-Гирее в 1455 г., мечеть была  перестроена.
  • В этот же период начинается реконструкции оборонительной системы, не отвечавшей новой эпохе в развитии фортификации, связанной с распространением огнестрельного оружия.
  • Напротив мечети высится восьмигранный мавзолей черепичной крышей.
  • Арабоязычная надпись, напоминающая причудливый орнамент.
  • К прибытию в Крым русского царя Александра III памятник подвергли «реставрации», соскоблили резные орнаменты, перестроили фасад.
  • Гробница предназначалась для дочери хана Тохтамыша Джанике-ханым, скончавшейся в 1437 г. в 1940 г. расчистка склепа показала, что он неоднократно подвергался разорению, никаких захоронений в нем не обнаружено.
  • С именем Джанике-ханым связан ряд легенд и преданий, она сыграла важную роль в ранней истории Крымского ханства, в надписи на мавзолее она названа «великой государыней».
  • Плита с надписью хранится в Бахчисарайском музее.
  • Севернее мавзолея плато круто обрывается вниз.
  • С высоты, открывается панорама долины Ашлама-Дере, освоенной человеком с давних времен.
  • На дне ее раннее таврское поселение, простиравшееся в длину на 300 м.
  • При  раскопках найдены каменные орудия труда и лепная керамика 1-й половины I тысячелетия до н.э.
  • В Средние века  занимались земледелием.
  • Обрывистые скалы, обступившие ее со всех сторон, хранят в своих естественных гротах и пещерах следы пребывания человека, эпохи бронзы и кончая поздним Средневековьем.
  • Панораму венчает  гряда Крымских гор.
  • Особенно хорошо видна во вторую половину дня при ясной погоде,  воздух настолько чист, что зрительно как бы приближает ее главные вершины: Роман-Кош, Кемаль-Эгерек, Чатыр-Даг.
  • Полюбовавшись открывшейся картиной, идем вдоль обрыва по тропинке мимо полуразрушенного северной средней стены, гже юыла калитка, для вылазок защитников против неприятеля, штурмовавшего главные ворота.
  • Было установлено, для защиты от тарана, до изобретения огнестрельного оружия, перед стеной в толще скалы был пробит ров глубиной до 2 м.
  • У северной конечности стены он дополнялся двумя короткими рвами, которые увеличивали трудности для противника и в то же время обеспечивали осажденным возможность внезапных вылазок.
  • Раскопки, главного рва, заканчивавшийся напротив ворот Орта-Капу, был засыпан, когда стена утратила свое военное значение.
  • После постройки новой оборонительной стены, которая прикрывала сложившийся в XIV-XV вв торгово-ремесленный посад, населенный в основном караимами.
  • К ней стали пристраивать жилые дома, свидетельствуют прорубленные в лицевом панцире пазы, предназначавшиеся для врезки краев крыш.
  • Располагался ханский монетный двор.
  • Поздняя застройка скрыла под собою оборонительные рвы.
  • В них ломали камени ,высекали пещеры.
  • Во внешнем рве расположен ступенчатый спуск.
  • Этот спуск у самого края обрыва и ведет в самые большие по объему из известных на Чуфут-Кале внутри-скальные пещеры числиностью около 200.
  • Расположенные в два яруса, гигантские подземные залы называют  тюрьмой.
  • На самом деле здесь находилась богатая караимская усадьба, под которой в XVII в.помещения для хранения продовольствия и различного инвентаря.
  • Из письменных источников:в Чуфут-Кале действительно находился тюремный каземат, в котором ханы держали знатных пленников в надежде получить за них большой выкуп.
  • Литовский посол Лез, в середине XVII в. — польский гетман Потоцкий.
  • Русские послы, видные политические деятели — любимец Ивана Грозного Василий Грязной, а также Василий Айтемиров и князь Ромодановский, посланные в конце XVII в. в Крым для заключения мирного договора.
  • С 1660 по 1681 гг. Русский воевода В. Б. Шереметьев, плененный на Волыни.
  • Только через 11 месяцев начались переговоры о выкупе. Четыре хана успели смениться за время заточения воеводы, и каждый предъявлял свои трудные для выполнения требования.
  • Будучи уже ослепшим, тяжелобольным стариком, Шереметьев был выкуплен и через полгода умер.
  • Посетивший Чуфут-Кале в 1666 г. турецкий путешественник Эвлия Челеби, бывший очевидцем сражения, в котором был пленен воевода, и видевший его в заключении, писал: «Нет в мире подобной тюрьмы, как эта адская темница. Из тюрьмы этой Чуфут-Кале освободиться никак невозможно, разве выйдешь из нее в гробу. Вот какая это тюрьма — адская темница».
  • Где же находилось это зловещее сооружение? Скорее всего, на ныне редко посещаемой экскурсантами северной окраине Нового города, между Средней и Восточной оборонительными стенами, у обрыва, в нижнем ярусе двухэтажного пещерного комплекса. Выбраться оттуда самостоятельно действительно было невозможно, так как из верхнего сторожевого помещения вниз вел только люк, закрывавшийся деревянной крышкой. Через него в случае необходимости к заключенным спускалась деревянная или веревочная лестница.
  • В Новом городе интерес представляет жилая усадьба XIX в., находящаяся близ ворот Орта-Капу. Она дает яркое представление о конструкции домов жителей города, кстати, типичных и для других поселений горного Крыма. Дома были обычно двухэтажные, с балкончиками и окнами, выходившими во двор. Верхний этаж, куда со двора вела лестница, предназначался для жилья, а нижний — для хранения хозяйственного инвентаря и припасов. Стены жилищ, как правило, возводили из тесаного камня, на глине. Верхний этаж был деревянным или глинобитным в сочетании с деревом. Двускатные или односкатные крыши покрывались черепицей местного производства. Для отопления служили очаги и жаровни, устроенные в земляных полах помещений, в некоторых домах были печи. Для хранения пищевых припасов и воды под домами в скале вырубались подвалы. Во дворе строили сарайчики и навесы для скота. Все эти сооружения огораживались высоким каменным забором с небольшими калитками.
  • Сохранившаяся усадьба принадлежала караимскому просветителю А.С. Фирковичу (1787-1874), известному собирателю и знатоку древних рукописей и надгробных надписей Средневековья. Собранная им уникальная коллекция еврейских и арабских манускриптов хранится в настоящее время в Санкт-Петербурге, в Российской публичной библиотеке. В усадьбе недавно открыта выставка, посвященная культуре и быту крымских караимов.
  • От усадьбы А.С. Фирковича улица Нового города ведет к воротам Восточной крепостной стены, именующимся Биюк-Капу (Большие ворота). Они находятся в высокой прямоугольной башне, обновленной в недавнем прошлом реставрационными работами. Над воротами снаружи вделана мраморная плита с двумя знаками-тамгами, смысл которых до сих пор не разгадан. Как и у Южных ворот, лицевая сторона полотнищ здесь обшита железом. При ветре их петли издают слабый скрип, напоминающий о том далеком времени, когда дважды в сутки — утром и вечером — с пронзительным скрежетом смыкались и размыкались створки ворот. Восточная стена длиной 128 м была сложена из камней различной величины, в технике иной, чем Средняя стена. Она носит признаки влияния распространения огнестрельного оружия. Свидетельство тому — типичные ружейные бойницы в ее бруствере. Слева от ворот в бруствере можно разглядеть заложенную камнем амбразуру для артиллерийского орудия, деталь редкую для средневековых крепостей Крыма. Существует версия, опирающаяся на не вполне достоверные эпиграфические памятники, что Восточная стена была построена в конце XIV — начале XV в. для защиты новой части города, заселенной караимами. Однако археологические исследования позволяют отнести ее появление к XVI в., когда крепость была покинута татарами и торгово-ремесленный посад, ранее не защищенный, был включен в территорию крепости.
  • С наружной стороны Восточной стены проходит двойной ров, высеченный в скале. По внешнему, наиболее глубокому рву шла дорога, по которой можно было спуститься в долину Ашлама-Дере. Главный же путь вел от ворот к караимскому кладбищу, расположенному в так называемой Иосафатовой долине, а оттуда сворачивал на Бахчисарай.
  • Перед стеной, слева от дороги, находится большой водосборный бассейн, вырубленный в скале для хозяйственных нужд. Площадь перед восточными воротами и в более поздний период существования города служила для размещения купеческих караванов, стоянка которых нередко превращалась в многолюдный и шумный базар. Левее на пригорке стояла ветряная мельница, обслуживавшая население города и близлежащих деревень.
  • Ворота Биюк-Капу обычно закрыты, поэтому для осмотра расположенных за ними памятников, скорее всего, придется вернуться к Южным (Малым, Тайным) воротам, выйти через них и следовать налево по тропе под обрывом плато. По пути можно заглянуть в пещеру с водосборным бассейном, в потолке которой зияет круглое отверстие колодца Копка-Кую. Далее тропа проходит под фланговым завершением Восточной стены, выполненным в виде декоративной полукруглой башни, и, резко поднимаясь вверх, выводит к воротам Биюк-Капу.
  • Отсюда можно пройти и к кладбищу в Иосафатовой долине. Здесь сохранились несколько тысяч надгробий с эпитафиями на древнееврейском языке, которым караимы пользовались в религиозной жизни. Эпитафии на некоторых из этих памятников имеют весьма древние даты, соответствующие I тысячелетию н. э. Однако специалисты в области восточной эпиграфики скептически относятся к их подлинности. Достоверными считаются надписи, датированные не ранее XV в. Вопрос об авторах подделок остается открытым. Вряд ли можно согласиться с однозначным обвинением на этот счет в адрес А.С. Фирковича. Несмотря на эту проблему, кладбище является и ценнейшим историко-археологическим комплексом, и религиозной святыней восточноевропейских караимов, число которых в настоящее время не превышает полутысячи.
  • Возвращаясь к Южным воротам по Кенасской улице Старого города, в дворике, отгороженном каменным забором, можно осмотреть два караимских молитвенных дома — кенасы. Здание напротив входа, украшенное аркадой из хорошо отесанных и подогнанных камней, предположительно датируется XIV в., хотя по архитектурным признакам оно относится ко времени не ранее XVII в. Другое здание, справа, более скромное, появилось позже, в конце XVIII в. Вероятно, оно возведено караимами из общины Мангупа, переселившимися в это время на Чуфут-Кале.
  • Кенасы обычно имеют три отделения, первое предназначалось для священнослужителей, второе (среднее) — для прихожан-мужчин. В третьем отделении при входе на стульях и скамьях, обитых войлоком и обтянутых телячьей кожей, сидели старики и скорбящие об умерших родственниках. Над этой частью кенасы находился балкончик, на который по особой, ведущей из другого дворика лестнице могли подняться женщины и, незамеченные снизу, присутствовать на богослужении.
  • В кенасу входили без обуви, оставляя ее на террасе. Пол большого зала был покрыт коврами. На потолке подвешивались люстры, до наших дней сохранились лишь кольца для их крепления. В стены зала вмонтированы кувшины, служившие голосниками-резонаторами, улучшавшими акустику помещения. На боковых полках и в шкафчиках хранились молитвенники и утварь для религиозных церемоний.
  • Недалеко от кенас находилась первая на Крымском полуострове типография, основанная караимами в 1731 г. Точное ее местонахождение неизвестно. Печатались в основном книги религиозного содержания. В 1805 г. эта типография была переведена в Евпаторию.
  • Хорошая сохранность кенас и других архитектурных сооружений наводит на мысль о том, что Чуфут-Кале позднее других «пещерных городов» был покинут жителями. Это действительно так. Еще в 1794 г. академик П.С. Паллас отмечал, что в городе было около 200 домов и в них проживало около 1200 человек. К середине XIX в. город почти полностью опустел. Основная причина — отсутствие на плато питьевой воды и недостаток пригодных для обработки участков земли. Кроме того, после включения Крыма в состав России в 1783 г. с караимов был снят запрет на жительство в Бахчисарае, где ранее они могли только держать торговые лавки и находиться до захода солнца, а на ночь должны были возвращаться в Чуфут-Кале. Обитатели Чуфут-Кале в большинстве своем переселились в Бахчисарай и в приморские города — Евпаторию и Феодосию, продолжив традиционные занятия ремеслом и торговлей. В Евпаторию в начале XIX в. были переведены караимское духовное правление и типография. Опустевший город становится одной из главных достопримечательностей ближайших окрестностей Бахчисарая, привлекая к себе многочисленных путешественников, в том числе и венценосных. Начиная с Екатерины II здесь побывали все русские самодержцы, за исключением Павла I. Для приема членов царствующей фамилии рядом с усадьбой А.С. Фирковича в 1896 г. караимское общество воздвигло дворец, к сожалению снесенный в 1930 г. Ныне от него сохранилась лишь цокольная часть, под которой находятся обширные пещерные помещения.
  • Покинув Чуфут-Кале, можно отправиться в долину реки Качи. Можно воспользоваться маршрутным такси, следующим от бахчисарайской автостанции в направлении села Верхоречье или проехать в том же направлении на своем транспорте. Там, где река прорывается через живописное ущелье во Внутренней гряде, нас вновь ожидает встреча с «пещерным городом», и не с одним. Первым на пути по левую сторону у села Баштановка будет Качи-Кальон, за ним, напротив села Машино — оконечность мыса с городищем Кыз-Кермен, и между селами Машино и Кудрино вдали маячит усеченная пирамида Тепе-Кермена.
  • (По материалам книги Герцена А.Г. «Пещерные города Крыма»)

Об авторе Айка

Работаю фрелансер сайта и операторам отдыха В Восточном Крыму
Запись опубликована в рубрике Записи Блога. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий: ЭКСКУРСИЯ В КРЫМУ «ПЕЩЕРНЫЙ ГОРОД ЧУФУТ-КАЛЕ»

  1. Уведомление: Продаём ,Землю,дома ,Эллинги Гостиницы …и тд в А.Крым. г.Феодосии. | ОТДЫХ В КРЫМУ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>