Экскурсия в Крыму Чуфут-Кале.

Чуфут Кале. В 3,5 км к югу от Бахчисарайского дворца-музея. Можно проехать городским автобусом до конечной остановки «Староселье». За дворцом-музеем стоит мечеть 

Токтлы-джами начало XVIII в., далее дом-музей крымского-татарского просветителя Исмаила Гаспринского.
В самом узком месте долины автобусная остановка «Скала». В обрыве вход в узкое с отвесными склонами ущелье Канлы-Дере то есть Кровавое ущелье.
Под скальным навесом, памятник каменного века Старосельская стоянка -позднемустьерская эпоха 50-35 тысяч лет назад, исследованная А. А Формозовым в 1952-1956 г.

 

 

Известны в этом районе поселениях тавров и поздних скифов. 

Слева на склоне балки, остатки деревни Мариамполь, на подъеме к Чуфут-Кале,  видны окрашенные глинистой желтизной воронки.

Это провалившиеся камеры склепов могильника, местного населения VI-IX в. исследованному в 50-60-х г. XX в. археологом В. В. Кропоткиным.

Погребальный инвентарь захоронений — кольца, перстни, серьги, пряжки, застежки, наборы деталей поясов, браслеты, подвески, бусы. Позволяет представить вид о костюмах той далекой поры.

Непостоянная во все века мода показывает время  того или иного  элемента одежды.

Речь идет о металлических частях, ткани, кожа, подверглись уже быстрому распаду и их находят лишь в редких случаях.

Изучение одежды древнего населения наводит на большое количество исторических вопросов, не тронутыми письменными источниками.

Одежда даёт представление этническую принадлежность, говорит о торговых и культурных связях.

Отделка украшений, орнамент, несущий глубокие символическое значение, несёт отношение к духовной культуре людей, когда-то пользовавшихся этими вещами.

Чей это могильник ?.,городища Чуфут-Кале или селения Мариамполь, занимавшего в раннем средневековье ущелье до 1778 г.?

Этот вопрос упирается в дату городища, к которому стремится наш маршрут.

По вещам погребения, видим, что принадлежали гото-аланскому миру, населению во 2-й половине I тысячелетия н. э. проживало в Крыму и на Северном Кавказе.

Вплоть до XV в. в письменах есть сведения о существовании в Крыму аланов или асов.

Арабский географ Абульфеда в 1321 г. указал, что Кырк-Ор (Чуфут-Кале) находится в стране асов.
Потомками аланов этнографы и считают осетин.
Среди находок в склепах  нательные кресты.
Эти же знаки  высечены на некоторых плитах, ими закрывали входы в склепы — признаки христианского населения.
Дорога приводит нас далее к расширению ущелья, в него справа впадает небольшая балка.
С него открывается  панорама строений мёртвого города, придвинутых к самому краю обрыва плато.
Город на плато, достигающем высоты над уровнем моря 540 м.
С трех сторон плато ограничено высокими отвесными обрывами.
Чтоб подняться доступна только восточная сторона мыса и часть его южного склона, в ряде мест прорезанного расселинами.
Городище,площадью 38 га, делится на три части, приоткрывает различные периоды его существования: Бурунчак в переводе с крымскотатарского — «носик», «мысок», не застроенная часть  «Старый город» и «Новый город».
В VI в. А.Л. Бертье-Делагард, М А. Тиханова, А.Л. Якобсон, В.В. Кропоткин, А.И. Айбабин, А.Г. Герцен, Ю.М. Могаричев.
Согласно другому — в более позднее время: в IХ-Х вв. (А. В. Белый), X-XI вв. (Е.В. Веймарн), XI (В.Ф. Гайдукевич, Д.Л. Талис).
Некоторые ученые связывают с городищем поселение Фуллы, говорящих  в письменных источниках VI-VIII вв., в XII-XIV вв. существовала Фулльская епархия.
Разногласия в нескольких причинах.
Первое это, скудностью письменных источников, раскрывающие ранний период истории поселения.
Второе это слабой археологической изученностью городища.
И в-третьих, незначительной мощностью культурного слоя, относящего к ранним этапам населения,как мы видим уже  с неоднократными в прошлом очистками территории поселения от  земли и мусора.
Средневековое поселение на плато могло быть малолюдным.
Оно было убежищем для жителей окрестных долин от нападений степняков.Под защиту оборонительной стены, пересекавшей плато, и обрывов собирались люди со скотом и наиболее ценным имуществом.
Как опасность уходила ,плато вновь пустело до очередной степной грозы.
Свидетельство  Абульфеды, именно так крепость использовалась до 1-й половины XIV в.
Население в ней увеличивалось, постройка домов разрасталась из века в век, шло строительство  ремонт, накапливавшийся в  мусор вместе с бытовыми отходами старались удалять, благо обрывы были близко.
Строительные остатки, относящиеся к начальному периоду, сохранились в малом количестве.
Расцвет поселения приходится на XV в., когда сюда была перенесена ставка основателя независимого от Золотой Орды Крымского ханства Хаджи-Девлет-Гирея.
С этого времени заметно увеличивается  объем археологического материала на поверхности плато.
Культурный слой Чуфут-Кале,  в его ранней части, действительно очень тонок, с тем, что последние жители покинули Чуфут-Кале в XIX в. и многие жилые и культовые постройки позднейшего периода сохранились здесь неплохо.
У посетителей складывается  впечатление, что в археологическом отношении это городище исследовано лучше других «пещерных городов».
Но это не так, крепости, в свете уже накопленных данных предпочтительнее выглядит первая из приведенных версий.

В письменных источниках крепость упоминается в конце XIII в. 1298/99 г. Под именем Кырк-Ор то есть Сорок замков, она названа в числе поселений на полуострове, подвергшихся нападению эмира Ногая в междоусобной войны в Золотой Орде.

Она же подразумевается в сочинении монаха Рубрука, проезжавшего через Восточный Крым в 1253 г.
Он писал о сорока замках, между Судаком и Херсоном (Херсонесом). Возможно, буквально истолковал перевод названия,скорее всего кипчакском (половецком).

В 1321 г. арабский географ Абульфеда писал, что Кырк-Ор используется аланами как убежище на случай нападения .
В середине XIV в., в правление золотоордынского хана Джанибека, крепость захвачена татарами,  беи (князья) Яшлавские.
В 1363 г. кыркорский хан  с манлопским (мангупским) и солгатским (крымским) правителями принял; участие в сражении с литовским князем Ольгердом.

В период распада Золотой Орды 2-я половина XIV — начало XV в.крепость служила резиденцией некоторых желающих так сказать на ханский престол.
Например, в конце 20-х гг. XV в. ею недолгое время владел Девлет-Берды, дядя первого крымского хана Хаджи-Девлет-Гирея.
Этот хан перенес ставку из Солхата (современный Старый Крым) в Кырк-Ор.
В период образования независимого от Золотой Орды Крымского ханства, с 30-х гг. XV в. и до начала XVI в., Кырк-Ор служил резиденцией его правителя.

О росте города этого времени свидетельствует ярлык (грамота)  ханства Хаджи-Гирея,  в 1459 г., кроме мусульманской и христианской общин, иудейскую (караимскую), и позже, в ярлыке следующего хана Менгли-Гирея, упоминается  армянская община.

С 1454 г. существует монетный двор, монеты с названием города.
В начале XVI в., в связи с изменением политической переменами, ханская резиденция переносится сначала в Салачик (Староселье), и потом  в Бахчисарай.
Кырк-Ор сохраняет значение укрепленного убежища, в котором ханы скрывались во время внутренних распрей и нападений.
В конце XVI — начале XVII в. татары уходят из крепости, и остаются караимы и армяне, а к середине XVII в. — только караимская община.
С того времени название «Кырк-Ор»поменялся на»Кале»упоминается в 1608 г. и называется  «Чуфут-Кале»- Иудейская крепость, в XIX-ХХ вв. Кроме того, в XVII в. бытовало  название — Джевхер-Кермен — Крепость драгоценностей, так называл ее турецкий путешественник Эвлия Челеби.
Руины  города уже в XIX в. стал местом прогулок любителей истории и природы.В Чуфут-Кале бывали  известные поэты и писатели : Толстой, В.А. Луговской, Джеймс Олдридж,  А.С. Грибоедов, Адам Мицкевич, В.А. Жуковский, Леся Украинка, М.М. Коцюбинский, А М. Горький, А.Н. Битов; художники И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.А. Серов, А.В. Куприн, Е.В. Нагаевская и другие.
..Если вы полны сил и на легке, и спешите, можно пройти тропинкой , протоптанной туристами от торгового павильона.
Если вы не торопитесь, лучше повторить маршрут;  отмеченный специальными  указателями, займт больше времени, но неутомителен, чем сокращннй путь.
Вначале подъема по дну ущелья ,откроется  тесаным камнем выложенная ниша бывшего фонтана.
Это был главный источник водоснабжения.
Чуть дальше — полуразрушенная ограда , реставрированным проемом ворот, ведущих к доревнему мусульманскому некрополю «Газы-Мансур».
Потом далее идёт дорога  по дну ущелья.
Через 5-7 минут  нужно круто свернуть налево по хорошо выложенной  тропе — идёт подъем по склону горы.
*Там возможность идти по камням дороги, по ней  когда-то цокали  копыта  ослов и лошадей , несущих  поклажу к жилищам хозяев и базара, перед восточными воротами крепости Биюк-Капу -Большие ворота.
Именно к тем воротам вела  главная дорога, по которой продвигались арбы, на медленных, надежных быках.
Это был длительный , но  более пологий путь, для повозок.
Огромные колеса протерли в скале колеи, которые углублялись  под действием ливневых вод.
Вы только представьте работа человека и стихии, идя по дороге, к восточным городским воротам, называющейся»дорогой тысячелетия».
*Наш путь более кратким,  крутым подъемом, по которому  пролегает экскурсионный маршрут.
В Средневековье он подводил к воротам Кичик-Капу (Малые ворота), именующимся «Потайными».
Для  дорога проложена по склону , серпантином.
По ней в Чуфут-Кале поднимались пешеходы и животные , на которых в бочках поднимали  воду.
Последний маршрут  круто подводит к двустворчатым воротам. Дубовые полотнища врат обиты полосами кованого железа.
За ними дорога проходит по узкому коридору, левая сторона  образована подрубленной скалой, правая — тыльной частью стены с заложенными бойницами. и вы в царстве камня.
В скальном откосе смотрят широко раскрытые зевы пещер.
Название «пещерные города» условное.
Для жилья строили вполне удобные,  природным условиям горной местности,  дома.
Их развалинами покрыта вся территория города, но две жилые усадьбы сохранились  целиком.
О назначении многоярусных пещер  у Южных ворот бытовали различные мнения. Экскурсантам говорили, что до строительства здесь крепостной стены они служили для оборонительных целей, были своеобразными дотами, из которых защитники обстреливали наседающего противника, а когда он занимал нижние пещеры, то обороняющиеся через люки поднимались в помещения верхнего яруса и продолжали бой.
Такая  организация обороны  не соответствует реальным возможностям средневекового  оружия ,лука, пращи, не говоря уже о таком как ручное метание камней с огромной высоты.
Сами пещеры, с широко раскрытыми входами, противоречит этой версии, не похожи на казематы Мангупа, Эски-Кермена, да и того же Чуфут-Кале.
Многоярусные искусственно построенные пещеры у Южных ворот — это помещения более похожие на хозяйственного назначения, склады инвентаря и  продовольствия.
Укрытия для привратной стражи.
30 лет назад М.Я Чореф заведующий отделом «пещерных городов» Бахчисарайского государственного историко-археологического заповедника) установил: — древняя оборонительная стена находилась на краю скального склона, выше пещерного комплекса.
Там же на повороте дороги, проходившей, как и сейчас, по низу извилистой расселины, были устроены ворота, от них сохранились  вырубленные пазы.
Так пещеры располагались перед стеной, за пределами крепости, у дороги, ведущей к воротам.
Назначение их было  мирное.
Признаки этого — каменные пристенные скамьи, ниши, гробницы — указывают на то, что это был христианский пещерный монастырь. После захвата  татарами в середине XIV в. он прекратил существование , был перенесен в другое место — к устью ущелья, дав начало Успенскому монастырю.
Новая  стена с ружейными амбразурами перерезала заброшенный пещерный комплекс.
Пещеры,  за ней, стали использоваться для жилья и хозяйственных нужд.
Обитали беднейшие члены караимской общины, свидетельствует Эвлия Челеби.Нижние  пещеры, среди которых есть и помещения церковного характера, использовались как загоны для скота.От южного участка обороны устремляется в верх по левому ответвлению вырубленной в скале тропинки к началу так называемой средней улицы, на западной окраине древнего города.
От незастроенной местности мыса Бурунчак  и вся территория Старого города отгораживались невысокой стеной, не позволявшей козам и овцам, которые паслись там, разбредаться по городу.
В разные стороны Средней улицы тянутся полуразрушенные ограды усадеб XVII-XIX вв.
Предположение, что на месте находились и более древние постройки.
Дома на Чуфут-Кале были, как правило, двухэтажные, стояли почти вплотную друг к другу.
Часть плато использовали под огороды и пастбища.
Дворики усадеб маленькие, тесные.
Их окружали надворные постройки.
Средняя улица заканчивается у крепостных ворот.
Они именуются Орта-Капу — Средние ворота.
На  площадь выходят две  продольные улицы старого города — Бурунчакская и Кенасская.
Соединялись улицы узкими переулками, по которым с трудом мог проехать лошадь.
На привратной площади сосредоточены архитектурные памятники, отражающие различные этапы истории Чуфут-Кале.
Самый древний — оборонительная стена.
Она пересекала мыс с севера на юг, обеспечивая защиту  всего плато, окаймленного с трех сторон обрывами.
Конструкция стены для ранее средневековой фортификации, развивавшейся на базе греко-римских строительных традиций.
Стена трехслойная: лицевая и тыльная ее стороны выложены хорошо обтесанных блоков, внутри между панцирями заложен ломаный камень, скрепленный известковым раствором.
Тщательно велась кладка лицевой стороны.
Она была не только очень прочной, нои производила впечатление на тех, кто приближался к воротам, благоденствия и неприступности крепости.
Особенно ответственное место любой крепости — ворота.
В период осады они становились главным объектом штурма, их защита продумывалась особенно тщательно.
Ворота средней стены (Орта-Капу) сохранили арочное перекрытие.
Они были двустворчатыми, и их дубовые полотнища запирали тяжелым засовом, который заводился в специальный паз, хорошо сохранившийся до наших дней.
Справа от входа находился выступ оборонительной стены, с которого защитники крепости поражали противников в незащищенный щитом правый бок.
Если ожидалась осада, ворота с тыльной стороны забивался камнем.
Кладка стены левее ворот ,если стоять лицом к внешней части оборонительной стены, отличается и цветом и характером камней, указывающих ремонт значительной части этого участка.
Именно здесь, не рискнуя через хорошо подготовленные и защищенные ворота, в 1299 г. прорвалось войско эмира Ногая.
Однако доказательств захвата татарами нет.
Вполне вероятно, что сведения источников, сообщающие об «ограблении Кырк-Ора» ордой Ногая, как разорение области, центром которой являлась твердыня на плато Чуфут-Кале.
Участок ворот сюрприз археологам, проводившим здесь раскопки в 1958 г.
Оказывается, через проем вороту северной стены проходила нитка водопровода, сконструированная  из керамических гончарных труб.
Это открытие породило гипотезу, объясняющую загадку водоснабжения средневековой крепости.
Вода поступала по этим трубам из источников, находившихся за пределами поселения на положенной выше части плато.
 Трубопровод служил для сброса дождевой и снегов воды.
«Старому городу» питьевую воду давал колодец в районе Южных ворот перед стеной Пенджере-Исар — Стена с окном,  указания в литературе XIX в.
К середине XVII в. он уже не функционировал.
Эвлия Челеби писал о нем как о цистернах, построенных , но теперь вышедших из употребления.
****
В «Новом городе», после того, как была сооружена восточная оборонительная стена (не ранее XVI в.), был пробит колодец, вертикальный ствол которого связывал поверхность плато с пещерой у подножия обрыва; в ней был источник, вода которого заполняла обширный бассейн.
Вход в пещеру  закрыт стеной.
Воду доставали бадьей с глубины более 10 м.
Отсюда, название колодца «Копка-Кую», то есть «колодец-ведро».
Или брали ее, из источника Газы-Мансур на противоположном склоне долины.
Дефицит воды заставлял жителей бережно ее собирать и сохранять в бассейнах.
Древняя оборонительная стена, достигавшая 5-метровой толщины,была главным защитным рубежом до конца XIV в.
В середине XV в. ставка хана Хаджи-Гирея, при котором крымские владений татар обособились от ослабевшей Золотой Орды, была перенесена в Кырк-Ор.
Мусульманское  население появилось в крепости значительно раньше, о чем говорят руины мечети,  на предвратной площади в первой половине XIV в., после того, как крепость перешла от алан-асов к золотоордынцам.
При Хаджи-Гирее в 1455 г., мечеть была  перестроена.
В этот же период начинается реконструкции оборонительной системы, не отвечавшей новой эпохе в развитии фортификации, связанной с распространением огнестрельного оружия.
Напротив мечети высится восьмигранный мавзолей черепичной крышей.
Арабоязычная надпись, напоминающая причудливый орнамент.
К прибытию в Крым русского царя Александра III памятник подвергли «реставрации», соскоблили резные орнаменты, перестроили фасад.
Гробница предназначалась для дочери хана Тохтамыша Джанике-ханым, скончавшейся в 1437 г. в 1940 г. расчистка склепа показала, что он неоднократно подвергался разорению, никаких захоронений в нем не обнаружено.
С именем Джанике-ханым связан ряд легенд и преданий, она сыграла важную роль в ранней истории Крымского ханства, в надписи на мавзолее она названа «великой государыней».
Плита с надписью хранится в Бахчисарайском музее.
Севернее мавзолея плато круто обрывается вниз.
С высоты, открывается панорама долины Ашлама-Дере, освоенной человеком с давних времен.
На дне ее раннее таврское поселение, простиравшееся в длину на 300 м.
При  раскопках найдены каменные орудия труда и лепная керамика 1-й половины I тысячелетия до н.э.
В Средние века  занимались земледелием.
Обрывистые скалы, обступившие ее со всех сторон, хранят в своих естественных гротах и пещерах следы пребывания человека, эпохи бронзы и кончая поздним Средневековьем.
Панораму венчает  гряда Крымских гор.
Особенно хорошо видна во вторую половину дня при ясной погоде,  воздух настолько чист, что зрительно как бы приближает ее главные вершины: Роман-Кош, Кемаль-Эгерек, Чатыр-Даг.
Полюбовавшись открывшейся картиной, идем вдоль обрыва по тропинке мимо полуразрушенного северной средней стены, гже юыла калитка, для вылазок защитников против неприятеля, штурмовавшего главные ворота.
Было установлено, для защиты от тарана, до изобретения огнестрельного оружия, перед стеной в толще скалы был пробит ров глубиной до 2 м.
У северной конечности стены он дополнялся двумя короткими рвами, которые увеличивали трудности для противника и в то же время обеспечивали осажденным возможность внезапных вылазок.
Раскопки, главного рва, заканчивавшийся напротив ворот Орта-Капу, был засыпан, когда стена утратила свое военное значение.
После постройки новой оборонительной стены, которая прикрывала сложившийся в XIV-XV вв торгово-ремесленный посад, населенный в основном караимами.
К ней стали пристраивать жилые дома, свидетельствуют прорубленные в лицевом панцире пазы, предназначавшиеся для врезки краев крыш.
Располагался ханский монетный двор.
Поздняя застройка скрыла под собою оборонительные рвы.
В них ломали камени ,высекали пещеры.
Во внешнем рве расположен ступенчатый спуск.
Этот спуск у самого края обрыва и ведет в самые большие по объему из известных на Чуфут-Кале внутри-скальные пещеры числиностью около 200.
Расположенные в два яруса, гигантские подземные залы называют  тюрьмой.
На самом деле здесь находилась богатая караимская усадьба, под которой в XVII в.помещения для хранения продовольствия и различного инвентаря.
Из письменных источников:в Чуфут-Кале действительно находился тюремный каземат, в котором ханы держали знатных пленников в надежде получить за них большой выкуп.
Литовский посол Лез, в середине XVII в. — польский гетман Потоцкий.
Русские послы, видные политические деятели — любимец Ивана Грозного Василий Грязной, а также Василий Айтемиров и князь Ромодановский, посланные в конце XVII в. в Крым для заключения мирного договора.
С 1660 по 1681 гг. Русский воевода В. Б. Шереметьев, плененный на Волыни.
Только через 11 месяцев начались переговоры о выкупе. Четыре хана успели смениться за время заточения воеводы, и каждый предъявлял свои трудные для выполнения требования.
Будучи уже ослепшим, тяжелобольным стариком, Шереметьев был выкуплен и через полгода умер.
Посетивший Чуфут-Кале в 1666 г. турецкий путешественник Эвлия Челеби, бывший очевидцем сражения, в котором был пленен воевода, и видевший его в заключении, писал: «Нет в мире подобной тюрьмы, как эта адская темница. Из тюрьмы этой Чуфут-Кале освободиться никак невозможно, разве выйдешь из нее в гробу. Вот какая это тюрьма — адская темница».
Где же находилось это зловещее сооружение? Скорее всего, на ныне редко посещаемой экскурсантами северной окраине Нового города, между Средней и Восточной оборонительными стенами, у обрыва, в нижнем ярусе двухэтажного пещерного комплекса. Выбраться оттуда самостоятельно действительно было невозможно, так как из верхнего сторожевого помещения вниз вел только люк, закрывавшийся деревянной крышкой. Через него в случае необходимости к заключенным спускалась деревянная или веревочная лестница.
В Новом городе интерес представляет жилая усадьба XIX в., находящаяся близ ворот Орта-Капу. Она дает яркое представление о конструкции домов жителей города, кстати, типичных и для других поселений горного Крыма. Дома были обычно двухэтажные, с балкончиками и окнами, выходившими во двор. Верхний этаж, куда со двора вела лестница, предназначался для жилья, а нижний — для хранения хозяйственного инвентаря и припасов. Стены жилищ, как правило, возводили из тесаного камня, на глине. Верхний этаж был деревянным или глинобитным в сочетании с деревом. Двускатные или односкатные крыши покрывались черепицей местного производства. Для отопления служили очаги и жаровни, устроенные в земляных полах помещений, в некоторых домах были печи. Для хранения пищевых припасов и воды под домами в скале вырубались подвалы. Во дворе строили сарайчики и навесы для скота. Все эти сооружения огораживались высоким каменным забором с небольшими калитками.
Сохранившаяся усадьба принадлежала караимскому просветителю А.С. Фирковичу (1787-1874), известному собирателю и знатоку древних рукописей и надгробных надписей Средневековья. Собранная им уникальная коллекция еврейских и арабских манускриптов хранится в настоящее время в Санкт-Петербурге, в Российской публичной библиотеке. В усадьбе недавно открыта выставка, посвященная культуре и быту крымских караимов.
От усадьбы А.С. Фирковича улица Нового города ведет к воротам Восточной крепостной стены, именующимся Биюк-Капу (Большие ворота). Они находятся в высокой прямоугольной башне, обновленной в недавнем прошлом реставрационными работами. Над воротами снаружи вделана мраморная плита с двумя знаками-тамгами, смысл которых до сих пор не разгадан. Как и у Южных ворот, лицевая сторона полотнищ здесь обшита железом. При ветре их петли издают слабый скрип, напоминающий о том далеком времени, когда дважды в сутки — утром и вечером — с пронзительным скрежетом смыкались и размыкались створки ворот. Восточная стена длиной 128 м была сложена из камней различной величины, в технике иной, чем Средняя стена. Она носит признаки влияния распространения огнестрельного оружия. Свидетельство тому — типичные ружейные бойницы в ее бруствере. Слева от ворот в бруствере можно разглядеть заложенную камнем амбразуру для артиллерийского орудия, деталь редкую для средневековых крепостей Крыма. Существует версия, опирающаяся на не вполне достоверные эпиграфические памятники, что Восточная стена была построена в конце XIV — начале XV в. для защиты новой части города, заселенной караимами. Однако археологические исследования позволяют отнести ее появление к XVI в., когда крепость была покинута татарами и торгово-ремесленный посад, ранее не защищенный, был включен в территорию крепости.
С наружной стороны Восточной стены проходит двойной ров, высеченный в скале. По внешнему, наиболее глубокому рву шла дорога, по которой можно было спуститься в долину Ашлама-Дере. Главный же путь вел от ворот к караимскому кладбищу, расположенному в так называемой Иосафатовой долине, а оттуда сворачивал на Бахчисарай.
Перед стеной, слева от дороги, находится большой водосборный бассейн, вырубленный в скале для хозяйственных нужд. Площадь перед восточными воротами и в более поздний период существования города служила для размещения купеческих караванов, стоянка которых нередко превращалась в многолюдный и шумный базар. Левее на пригорке стояла ветряная мельница, обслуживавшая население города и близлежащих деревень.
Ворота Биюк-Капу обычно закрыты, поэтому для осмотра расположенных за ними памятников, скорее всего, придется вернуться к Южным (Малым, Тайным) воротам, выйти через них и следовать налево по тропе под обрывом плато. По пути можно заглянуть в пещеру с водосборным бассейном, в потолке которой зияет круглое отверстие колодца Копка-Кую. Далее тропа проходит под фланговым завершением Восточной стены, выполненным в виде декоративной полукруглой башни, и, резко поднимаясь вверх, выводит к воротам Биюк-Капу.
Отсюда можно пройти и к кладбищу в Иосафатовой долине. Здесь сохранились несколько тысяч надгробий с эпитафиями на древнееврейском языке, которым караимы пользовались в религиозной жизни. Эпитафии на некоторых из этих памятников имеют весьма древние даты, соответствующие I тысячелетию н. э. Однако специалисты в области восточной эпиграфики скептически относятся к их подлинности. Достоверными считаются надписи, датированные не ранее XV в. Вопрос об авторах подделок остается открытым. Вряд ли можно согласиться с однозначным обвинением на этот счет в адрес А.С. Фирковича. Несмотря на эту проблему, кладбище является и ценнейшим историко-археологическим комплексом, и религиозной святыней восточноевропейских караимов, число которых в настоящее время не превышает полутысячи.
Возвращаясь к Южным воротам по Кенасской улице Старого города, в дворике, отгороженном каменным забором, можно осмотреть два караимских молитвенных дома — кенасы. Здание напротив входа, украшенное аркадой из хорошо отесанных и подогнанных камней, предположительно датируется XIV в., хотя по архитектурным признакам оно относится ко времени не ранее XVII в. Другое здание, справа, более скромное, появилось позже, в конце XVIII в. Вероятно, оно возведено караимами из общины Мангупа, переселившимися в это время на Чуфут-Кале.
Кенасы обычно имеют три отделения, первое предназначалось для священнослужителей, второе (среднее) — для прихожан-мужчин. В третьем отделении при входе на стульях и скамьях, обитых войлоком и обтянутых телячьей кожей, сидели старики и скорбящие об умерших родственниках. Над этой частью кенасы находился балкончик, на который по особой, ведущей из другого дворика лестнице могли подняться женщины и, незамеченные снизу, присутствовать на богослужении.
В кенасу входили без обуви, оставляя ее на террасе. Пол большого зала был покрыт коврами. На потолке подвешивались люстры, до наших дней сохранились лишь кольца для их крепления. В стены зала вмонтированы кувшины, служившие голосниками-резонаторами, улучшавшими акустику помещения. На боковых полках и в шкафчиках хранились молитвенники и утварь для религиозных церемоний.
Недалеко от кенас находилась первая на Крымском полуострове типография, основанная караимами в 1731 г. Точное ее местонахождение неизвестно. Печатались в основном книги религиозного содержания. В 1805 г. эта типография была переведена в Евпаторию.
Хорошая сохранность кенас и других архитектурных сооружений наводит на мысль о том, что Чуфут-Кале позднее других «пещерных городов» был покинут жителями. Это действительно так. Еще в 1794 г. академик П.С. Паллас отмечал, что в городе было около 200 домов и в них проживало около 1200 человек. К середине XIX в. город почти полностью опустел. Основная причина — отсутствие на плато питьевой воды и недостаток пригодных для обработки участков земли. Кроме того, после включения Крыма в состав России в 1783 г. с караимов был снят запрет на жительство в Бахчисарае, где ранее они могли только держать торговые лавки и находиться до захода солнца, а на ночь должны были возвращаться в Чуфут-Кале. Обитатели Чуфут-Кале в большинстве своем переселились в Бахчисарай и в приморские города — Евпаторию и Феодосию, продолжив традиционные занятия ремеслом и торговлей. В Евпаторию в начале XIX в. были переведены караимское духовное правление и типография. Опустевший город становится одной из главных достопримечательностей ближайших окрестностей Бахчисарая, привлекая к себе многочисленных путешественников, в том числе и венценосных. Начиная с Екатерины II здесь побывали все русские самодержцы, за исключением Павла I. Для приема членов царствующей фамилии рядом с усадьбой А.С. Фирковича в 1896 г. караимское общество воздвигло дворец, к сожалению снесенный в 1930 г. Ныне от него сохранилась лишь цокольная часть, под которой находятся обширные пещерные помещения.
Покинув Чуфут-Кале, можно отправиться в долину реки Качи. Можно воспользоваться маршрутным такси, следующим от бахчисарайской автостанции в направлении села Верхоречье или проехать в том же направлении на своем транспорте. Там, где река прорывается через живописное ущелье во Внутренней гряде, нас вновь ожидает встреча с «пещерным городом», и не с одним. Первым на пути по левую сторону у села Баштановка будет Качи-Кальон, за ним, напротив села Машино — оконечность мыса с городищем Кыз-Кермен, и между селами Машино и Кудрино вдали маячит усеченная пирамида Тепе-Кермена.

(По материалам книги Герцена А.Г. «Пещерные города Крыма»)

Запись опубликована в рубрике Записи Блога. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «Экскурсия в Крыму Чуфут-Кале.»

  1. Уведомление: Продаём ,Землю,дома ,Эллинги Гостиницы …и тд в А.Крым. г.Феодосии. | ОТДЫХ В КРЫМУ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.